В МФЮА и МУГУ задействованы эффективные инструменты для воспитания лидеров.

Работодатели хотят иметь дело с сотрудниками, с первых дней работы проявляющими лидерские качества. Они отдают себе отчет в том, что специалист, способный талантливо формулировать задачи, нетривиально их решать и брать ответственность на себя, встречается не так часто и что с ним непросто, как с любой творческой личностью. Но тем не менее они мечтают заполучить не одного, а как минимум группу таких сотрудников: они способны продвинуть компанию, дать новый импульс и вывести ее на новые рубежи. Кроме того, с ними интересней работать.

Такая постановка вопроса диктуется временем. А вузам приходится искать адекватный ответ. Программы обучения должны выявлять и совершенствовать лидерские качества у тех, кому они даны природой, и развивать их у тех, кто стеснителен, замкнут и не любит публичной деятельности. При этом желательно, чтобы студент сталкивался с необходимостью творить повсеместно: и в аудиториях, и за их пределами.

Примерно так и происходит в Университете МФЮА и МУГУ. Школа Лидера – первый опыт, с которым сталкивается первокурсник сразу же после зачисления. Всем без исключения задают вопрос: «Ты хочешь стать лидером?» Желающих увозят на двое суток за город и проводят первую серию тренингов, цель которых – приобретение навыков командной работы. Через два дня плотного общения и мастер-классов группа из двухсот прежде совершено незнакомых людей возвращается из лагеря хорошей командой. И теперь это актив курса.

«Школа Лидера позволяет выбрать самых активных студентов, – пояснил Олег Забелин, ректор МУГУ. – Через нее проходят все первокурсники. После этого можно определить, кто из них станет старостой, кто – заместителем старосты. Это первый этап формирования личности, первая возможность проявить себя в стенах вуза».

Второй формат, по его словам, это участие в жизни вуза во время обучения. Студенческие лидеры – старосты, заместители – решают массу ежедневно возникающих вопросов: академических, административных. Как в рамках своих групп, так и на уровне курса. Выносят на совещания ректората проблемы, с которыми сталкиваются студенты. «Это тоже позволяет формировать лидеров. Кто-то с этим справляется, кто-то нет», – комментирует Олег Забелин. По ходу обучения в процесс руководства группами вовлекаются все новые студенты: старосты и заместители – сменные должности.

Студенческие активы – это тоже форматы, формирующие лидеров. «Актив – это еще одна возможность проявить себя. Это и социальная работа, и работа в городе, и участие в практике. Это организация субботников, городских и вузовских праздников, игры в составе команд КВН. Все это позволяет сформировать личность, заинтересовать студента развиваться, идти вперед, учит ответственности как за себя, так и за своих одногруппников», – считает Забелин.

Отметим, задача педагогов – не только в том, чтобы люди с лидерскими задатками могли совершенствоваться, но и в том, чтобы тот, кто таких талантов не имеет, вышел из тени в свет. Для этого в программе обучения существуют предметы, мобилизующие творческую активность всех, а не только самых креативных. «Например, такие предметы, как управление персоналом, психология. Они позволяют научить студента, объяснить ему, что может мотивировать его, мотивировать его одногруппников, как учесть интересы всех сторон. Эти предметы дают навыки, которые каждый может использовать в своей жизни», – отмечает ректор МУГУ.

Итак, работа в аудиториях, работа на практике и формирование активной жизненной позиции – это тот рецепт, который позволяет сформировать настоящего лидера, считают в вузе.

Вместе с тем, по мнению Олега Забелина, далеко не все в дальнейшем станут лидерами в работе и в жизни: «Есть студенты-технари, которым нравится работать за компьютером. Они интраверты. Им больше нравится получить задание, выполнить его, написать какую-то программу. Есть экстраверты, они пытаются участвовать везде, любят общаться, более энергичны. Люди разные бывают. Это вполне нормально». В МУГУ рады всем и помогут получить хорошее образование в соответствии с запросами абитуриента, с учетом его личных наклонностей и жизненных целей.

Поделиться

Ссылки и материалы