В пресс-центре «Россия Сегодня» 4 декабря прошел круглый стол «Россия и Африка: диалог культур». Мероприятие приурочено к открытию Музея МФЮА-МАСИ «Искусство Африки» в честь 35-летнего юбилея Московского финансово-юридического университета МФЮА.

Открывая круглый стол, ректор МФЮА Алексей Забелин подчеркнул, что создание музея стало для университета принципиальной позицией: выпускник любой специальности — юрист, экономист или инженер — должен интересоваться и понимать искусство. Без этого, по мнению ректора, профессионал рискует остаться «бездушным барометром» — точным инструментом, лишенным человечности и широкого взгляда на мир.

«С первых дней существования университета мы старались сделать так, чтобы наши студенты интересовались искусством, ходили в театры и музеи. Потом появились первые экспонаты, подаренные студентами и друзьями университета, — так мы собрали первую музейную коллекцию. Африка стала для нас новым направлением, и я уверен, что этот проект позволит студентам и москвичам погрузиться в африканскую культуру, научит ценить многообразие мира и видеть красоту в отличиях», — поделился Алексей Забелин.

На круглом столе выступили ведущие российские ученые-африканисты, включая заместителя директора Института стран Азии и Африки МГУ по науке Андрея Фесюна, старшего научного сотрудника Центра истории и культурной антропологии Института Африки РАН Веронику Усачеву, а также специалисты по африканскому искусству — заведующий отделом «Музей культуры стран Африки» Музея Востока Никита Калеткин и заместитель зав.отделом «Музей культуры стран Африки» Музея Востока, куратор африканской коллекции музея МФЮА-МАСИ Дарья Ванюкова.

В обсуждении принял участие президент африканского бизнес-клуба и эксперта совета «Россия-Африка» при Государственной Думе РФ Луис Гоуенд. Он напомнил, что при поддержке Алексея Забелина в этом году был подписан Меморандум между Музеем Востока и Национальным музеем Камеруна.

«Открытие Музея «Искусство Африки» в МФЮА-МАСИ — еще один важный стратегический шаг в укреплении российско-африканских связей. Он станет центром публичной дипломатии и платформой для живого диалога, источником вдохновения для молодежи и точкой роста для новых совместных инициатив», — подчеркнул Луис Гоуенд.

Андрей Фесюн в своем выступлении обратил внимание, что за последние годы в России значительно вырос интерес к Африке не только у представителей научного сообщества, но и у тех, кто не связан с наукой.

«Главный прорыв, который я вижу, — это межведомственная и междисциплинарная кооперация. Когда юристы, архитекторы, экономисты и политологи совместно исследуют африканские реалии — это рождает качественно новое знание. Новые музейные проекты, подобные этому, становятся не просто выставками, а центрами, порождающими запрос на такую экспертизу и стимулирующими ту самую междисциплинарную кооперацию, без которой невозможно ни подлинное понимание Африки, ни эффективное с ней взаимодействие», — отметил Андрей Фесюн.

Никита Калеткин в своей речи упомянул, что одной из главных проблем в изучении африканского искусства является недостаток квалифицированных кадров.

«К сожалению, специалистов по африканскому искусству в России — единицы. Поэтому мы верим, что запуск музейного проекта вдохновит студентов и гостей на исследование уникальной культуры, создание выставок, каталогов и научных работ, открывая Россию для африканского искусства, а африканское искусство — для России», — заключил Никита Калеткин.


Вероника Усачева рассказала на круглом столе о культурном коде Африки, который во многом, по ее словам, перекликается с российским.

«Африка — это невероятно разнообразный мир с уникальными традициями, ценностями и сложной социальной организацией. Один из ее ключевых принципов — общинность. Здесь ценность человека не в его индивидуальной неповторимости, а в социальной роли внутри общины. «Ты всегда чей-то потомок и всегда чей-то предок». Личных дел, в нашем понимании, здесь нет — все решается с оглядкой на группу. Этот глубинный коллективизм, где интересы общины выше индивидуальных, во многом созвучен и нам, в России», — поделилась Вероника Усачева.

Дарья Ванюкова в своем выступлении объяснила философию новой экспозиции: ее цель — преодолеть стереотипное восприятие Африки как «экзотики» и вписать ее наследие в общемировой культурный контекст.

«Наша задача — показать, что за каждым артефактом стоят конкретные люди и их история. Поэтому, где возможно, мы указываем имена создателей, место происхождения и местные названия. Очень ценно и то, что музей встроен в общую систему музеев МФЮА-МАСИ, соседствуя с экспонатами по машиностроению, космосу и классическому искусству. Так Африка занимает свое законное место в едином потоке мировой культуры и выводит на первое место конкретных людей-создателей», — подчеркнула Дарья Ванюкова.

С 2013 года МФЮА вместе с партнером — Московским гуманитарно-технологическим университетом — Московским архитектурно-строительным институтом МГТУ-МАСИ — реализует уникальный межвузовский проект: музейно-выставочный образовательный комплекс «Наука, техника, искусство». В его коллекции — более 10 000 экспонатов. Музей «Искусство Африки» станет продолжением этого комплекса.

Новый музей расположен в учебном корпусе у метро «Красные ворота» и занимает два зала. Здесь через предметы быта, ритуальные маски, скульптуру и другие артефакты раскрывается самобытная культура народов Тропической Африки — обширного региона к югу от Сахары. Экспонаты имеют богатую историю: они проходили научную атрибуцию и ранее с успехом выставлялись на временных выставках в МГИМО, Правительстве Москвы и Институте востоковедения РАН.

Торжественное открытие Музея МФЮА-МАСИ «Искусство Африки» состоится 9 декабря в 18:00 по адресу: ул. Садовая-Черногрязская, 8с1. Вход свободный.

1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6
Поделиться

Ссылки и материалы