Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

ЦЕРКОВЬ «ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

Собрание икон Московского финансово-юридического университета МФЮА и студенческой церкви
«Введения во храм Пресвятой Богородицы» составляют предметы XVIII – XX веков.

Коллекция складывалась на протяжении значительного промежутка времени с момента основания Университета. Памятники иконописного творчества из своих личных собраний были переданы в дар Университету его учредителями - семьей Забелиных, а также профессорами, преподавателями, аспирантами и студентами МФЮА. В настоящее время коллекция содержит более 150 икон и продолжает пополняться.

Образ «Спас Вседержитель» (последняя треть XIX в.). Христос изображен по пояс с Евангелием в левой руке. Он предстает не только Спасителем, но и вершителем судеб, единосущным Богу Отцу. Он всемогущий, всеведущий, всеблагой. Взгляд полон сострадания, захватывает выражением одухотворенности и милосердной любви.

Самое раннее произведение из собрания МФЮА - «Спас на Престоле с предстоящими Святыми» (конец XVII в.). Такой тип изображения известен с раннехристианских времен. Спаситель предстает соответственно канону восседающим на троне в окружении Святых. Правая рука Спасителя – в благословляющем жесте. В левой он держит раскрытое Евангелие с надписью «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные».

К Богоматери на Руси всегда было особое отношение. С давних пор она считается покровительницей Русской земли. Недаром большинство икон, с которыми связаны важные события, подчас менявшие ход истории, - это Ее изображения. В собрании МФЮА находится икона Федоровской Богоматери середины XIX века: Христос прижимается в щеке Матери и обнимает ее за шею (тип «Умиление»). Левая ножка Младенца обнажена, а на правой руке Богородицы, придерживающей Сына, не видно пальцев.

            

Часть собрания составляют иконы, написанные в палехской иконописной традиции - «Воскресение Христово» с праздниками в 12 клеймах (середина XIX в.). На иконе изображено величайшее событие евангельской истории, которому посвящен главный праздник – Пасха. Смысл Воскресения – победа вочеловечившегося Бога над смертью, одержанная им ради всех людей, которым Он открывает путь к вечной жизни. В среднике иконы представлено Воскрешение – Сошествие во Ад в развернутой иконографической редакции. Многофигурная композиция строга, лаконична, наполнена сдержанностью и отличается утонченностью письма.

В нашем собрании можно выделить небольшую коллекцию икон с изображением русских святых: Преподобного Феодосия Тотемского, Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Преподобного Макария Желтоводского, Святого Питирима Тамбовского, Святого Николая Можайского.

Иконографические типы русских святых имеют реальную историко-художественную основу. Работе по составлению Житий святых предшествовали Церковные Соборы, на которых проводилась канонизация и устанавливалось местное или общецерковное почитание, а при составлении иконографии использовались надгробные портреты, литературные описания и рассказы современников. Замечательна икона с изображением Сергия и Германа Валаамских. Святые изображены на фоне монастыря, их облики полны внутренней силы, энергии и величия.

Особое место в собрании занимают так называемые «невьянские» иконы, которые, по мнению многих исследователей, являются одним из высоких проявлений старообрядческого искусства иконописания. Название происходит от города Невьянска – духовного центра Уральского старообрядчества. Иконописцы, писавшие в «невьянской» манере, работали не только там, но и в других горно-заводских поселках. В собрании МФЮА среди таких икон можно выделить «Семь отроков Эфесских» (конец XVIII в.)

Долгое время считалось, что в XVIII-XIX вв. иконопись пришла в упадок. Однако сохранившиеся произведения показывают, что эта точка зрения не соответствует истине. В это время продолжали существовать все стилистические и иконографические подходы, выработанные в предшествующие века, чему свидетельствуют представленные в каталоге иконы.

Иконописные произведения, составляющие коллекцию, представляют собой оригинальное целое и служат приобщению студентов вуза к русской культуре и искусству, а также к их духовному и личностному росту


г. Москва, ул. Введенского, 1 А, 1-й этаж
Справки по телефону: (495)232-01-62 доб. 2472