Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A A
Mеню разделаCкрыть меню

ЦЕРКОВЬ «ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

ЦЕРКОВЬ «ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

Собрание икон Московского финансово-юридического университета МФЮА и студенческой церкви
«Введения во храм Пресвятой Богородицы» составляют предметы XVIII – XX веков.

Коллекция складывалась на протяжении значительного промежутка времени с момента основания Университета. Памятники иконописного творчества из своих личных собраний были переданы в дар Университету его учредителями - семьей Забелиных, а также профессорами, преподавателями, аспирантами и студентами МФЮА. В настоящее время коллекция содержит более 150 икон и продолжает пополняться.

Образ «Спас Вседержитель» (последняя треть XIX в.). Христос изображен по пояс с Евангелием в левой руке. Он предстает не только Спасителем, но и вершителем судеб, единосущным Богу Отцу. Он всемогущий, всеведущий, всеблагой. Взгляд полон сострадания, захватывает выражением одухотворенности и милосердной любви.

Самое раннее произведение из собрания МФЮА - «Спас на Престоле с предстоящими Святыми» (конец XVII в.). Такой тип изображения известен с раннехристианских времен. Спаситель предстает соответственно канону восседающим на троне в окружении Святых. Правая рука Спасителя – в благословляющем жесте. В левой он держит раскрытое Евангелие с надписью «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные».

К Богоматери на Руси всегда было особое отношение. С давних пор она считается покровительницей Русской земли. Недаром большинство икон, с которыми связаны важные события, подчас менявшие ход истории, - это Ее изображения. В собрании МФЮА находится икона Федоровской Богоматери середины XIX века: Христос прижимается в щеке Матери и обнимает ее за шею (тип «Умиление»). Левая ножка Младенца обнажена, а на правой руке Богородицы, придерживающей Сына, не видно пальцев.

ЦЕРКОВЬ «ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»      ЦЕРКОВЬ «ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»     ЦЕРКОВЬ «ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»     ЦЕРКОВЬ «ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

Часть собрания составляют иконы, написанные в палехской иконописной традиции - «Воскресение Христово» с праздниками в 12 клеймах (середина XIX в.). На иконе изображено величайшее событие евангельской истории, которому посвящен главный праздник – Пасха. Смысл Воскресения – победа вочеловечившегося Бога над смертью, одержанная им ради всех людей, которым Он открывает путь к вечной жизни. В среднике иконы представлено Воскрешение – Сошествие во Ад в развернутой иконографической редакции. Многофигурная композиция строга, лаконична, наполнена сдержанностью и отличается утонченностью письма.

В нашем собрании можно выделить небольшую коллекцию икон с изображением русских святых: Преподобного Феодосия Тотемского, Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Преподобного Макария Желтоводского, Святого Питирима Тамбовского, Святого Николая Можайского.

Иконографические типы русских святых имеют реальную историко-художественную основу. Работе по составлению Житий святых предшествовали Церковные Соборы, на которых проводилась канонизация и устанавливалось местное или общецерковное почитание, а при составлении иконографии использовались надгробные портреты, литературные описания и рассказы современников. Замечательна икона с изображением Сергия и Германа Валаамских. Святые изображены на фоне монастыря, их облики полны внутренней силы, энергии и величия.

Особое место в собрании занимают так называемые «невьянские» иконы, которые, по мнению многих исследователей, являются одним из высоких проявлений старообрядческого искусства иконописания. Название происходит от города Невьянска – духовного центра Уральского старообрядчества. Иконописцы, писавшие в «невьянской» манере, работали не только там, но и в других горно-заводских поселках. В собрании МФЮА среди таких икон можно выделить «Семь отроков Эфесских» (конец XVIII в.)

Долгое время считалось, что в XVIII-XIX вв. иконопись пришла в упадок. Однако сохранившиеся произведения показывают, что эта точка зрения не соответствует истине. В это время продолжали существовать все стилистические и иконографические подходы, выработанные в предшествующие века, чему свидетельствуют представленные в каталоге иконы.

Иконописные произведения, составляющие коллекцию, представляют собой оригинальное целое и служат приобщению студентов вуза к русской культуре и искусству, а также к их духовному и личностному росту


г. Москва, ул. Введенского, 1 А, 1-й этаж
Справки по телефону: (495)232-01-62 доб. 2472

Продолжая просматривать сайт, вы подтверждаете, что ознакомились с политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie. Ok
X
Подать документы
онлайн